Консультация для родителей (законных представителей)
«Правильное питание детей раннего и дошкольного возраста»
Питание для любого живого организма - это источник энергии, продуктов, участвующих в обмене веществ, пластического материала. Правильное в количественном и качественном отношении питание - важнейший фактор роста и гармоничного развития ребёнка, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды, повышения иммунитета.
Недостаточное, избыточное и одностороннее питание ведёт к возникновению дистрофических состояний (гипо, паратрофия, ожирение, анемия, острые расстройства пищеварения), предрасполагает к инфекционным и другим болезням.
Любые дефекты питания в раннем и дошкольном возрасте могут напомнить о себе в более старших возрастных периодах.
1. Правильное питание определяется не только состоянием организма, но и «сожителями», т. е. бактериями, населяющими пищевой тракт.
У большинства числа детей в настоящее время можно обнаружить так называемые проявления раздражённого кишечника, при этом необходимая для правильного пищеварения флора замещена другими микроорганизмами.
Поэтому очень важно правильно кормить ребёнка, чтобы корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта.
2. Приток питательных веществ в организме происходит за счёт того, что организм извлекает их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и кишечника, либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.
3. Очень важными компонентами пищи являются балластные вещества (пищевые волокна и клетчатка), они обязательно должны включаться в пищу. Растительные волокна нейтрализуют многие вредные вещества, поступающие в организм извне и вводят в него пектины - очень ценные вещества для обмена веществ.
Для обеспечения правильного питания необходимы следующие условия:
а) наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);
б) здоровый пищеварительный тракт, а также наличие в нём всех ферментов для правильной переработки этих пищевых веществ;
в) рациональный режим питания: это современная технология приготовления пищи и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.
Такие продукты, как молоко, хлеб, сахар, масло, мясо надо использовать каждый день; рыба, яйца, сметана, творог могут использоваться не каждый день, но в течение недели ребёнок должен их получить 1-3 раза. Ребёнок не должен в один день получать по два мучных или крупяных блюда.
У каждого ребёнка свой аппетит, свой обмен веществ, свои вкусовые пристрастия, свой индивидуальный темп развития. Поэтому первое и главное правило для всех - никогда не кормить ребёнка насильно.
Источник белка - молочные продукты, мясо, яйца. Необходимо помнить, что не менее 60% белка в пище должно быть животного происхождения.
Не менее важны в пище жиры и углеводы, которые являются источником энергии для мышц, а также вводят в организм жирорастворимые витамины.
На работе мышц отрицательно сказывается и недостаток в пище витаминов и микроэлементов.
При дефиците витамина В мышцы плохо сокращаются, у ребёнка снижен тонус мышц
(так называемый симптом «вялых плеч»), снижен тонус брюшных мышц, следовательно, нарушено дыхание.
Нарушает белковый обмен в мышцах и дефицит витамина С. При его недостатке мышцы долго не могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок.
Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина D ведёт к рахиту.
Дефицит кальция и магния понижает сохранительную способность мышц, недостаток калия замедляет восстановление мышц после нагрузок.
Дети, не страдающие различными отклонениями в развитии и поведении, могут получать всю пищу в обычной кулинарной обработке. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую, консервированную или сухую зелень (петрушка, укроп, сельдерей), зелёный лук, чеснок, щавель, ревень и др. Из рациона целесообразно исключить лишь перец, острые приправы, пряности.
При отсутствии свежих фруктов и овощей можно использовать компоты, соки, фруктовые и овощные пюре.
Количество жидкости, которую ребёнок ежедневно получает, составляет примерно 80 мл на 1 кг массы тела с учётом жидкости, содержащейся в пище. В жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья детям следует давать воду комнатной температуры, кипячёную и несладкую.
Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, необходимо строго соблюдать хорошо известные правила кулинарной обработки продуктов.
В учреждении дошкольного образования уделяется большое внимание рациональности и сбалансированности питания. Для организации качественного питания внедрена автоматизированная система написания меню «Маша».
Ежемесячно проводится анализ питания по выполнению натуральных норм, подсчитывается калорийность, денежный расчет. Качество приготавливаемой пищи соответствует требованиям детского питания. Питание сбалансировано по жирам, белкам, углеводам. Отпущенные денежные средства используются в полном объеме. Круглый год проводится «С» - витаминизация пищи.
Памятка для родителей (законных представителей) по организации детского питания.
Памятка 1. Пять правил детского питания.
Правило 1. Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
Правило 2. Настроение во время еды должно быть хорошим.
Правило 3. Нет плохих продуктов – есть плохие повара.
Правило 4. Ребёнок имеет право знать всё о своём здоровье.
Правило 5. Ребёнок имеет право на свои собственные привычки, вкусы, притязания.
Памятка 2. Надо приучать детей:
• Есть самостоятельно.
• Есть только за столом.
• Жевать пищу с закрытым ртом.
• Перед едой тщательно мыть руки.
• Участвовать в сервировке и уборке стола.
• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом.
• Вставая из-за стола, проверять своё место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его.
• Закончив еду, поблагодарить тех, кто её приготовил, сервировал стол.
Памятка 3. Как не надо кормить ребёнка.
Семь великих и обязательных «НЕ”.
1. НЕ ТОРОПИТЬ. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить куда-нибудь, то пусть ребёнок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит ещё один недожёванный кусок.
2. НЕ ОТВЛЕКАТЬ. Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если ребёнок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.
3. НЕ ПОТАКАТЬ, НО ПОНЯТЬ. Нельзя позволять ребёнку есть что попало
и в каком угодно качестве (например, неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих “не” избавит вас от множества дополнительных проблем.
4. НЕ УБЛАЖАТЬ. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Конфетками вы добьётесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.
5. НЕ ПРИНУЖДАТЬ. Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психологический. Если ребёнок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только что-то определённое, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде! Никакого “откармливания”! Ребёнок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.
6. НЕ НАВЯЗЫВАТЬ. Прекратите насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения.
7. НЕ ТРЕВОЖИТЬСЯ И НЕ ТРЕВОЖИТЬ. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребёнок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставайте, не спрашивайте: «Ты поел? Хочешь кушать?»
Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет.